|
Журнал "PARACHUTIST"- официальное издание Парашютной ассоциации США
Создание лучшего ведра для мозга – парашютные шлемы, шаг навстречу стандартам безопасности
Автор: Аннет О'Нил
Перевод: Юрий Коцур
Без сомнения, "сотрясение мозга" - страшные слова.
Совершенно очевидна причина этого страха: хронические изменения в функционировании головного мозга и его структуре, от повторяющегося «свинцового» колокольного звона, в некоторых случаях, до ранней деменции и когнитивных изменений на фоне травматической энцефалопатии. Ужас.
Когда-то хороший шлем казался надежным средством, чтобы избежать такой участи.
К сожалению, реальность такова, что шлемы просто не предназначены для защиты человека от сотрясения мозга. Они не могут. Травма слишком динамична для столь простого решения. Сотрясенный мозг движется в черепе как желе, непредсказуемо повреждая как мозолистое тело, так и то, что у него внутри. Ни один шлем, каким бы мягким он не был, не сможет этого предотвратить.
Другими словами, независимо от того, сколько пузырьковой пленки вы обернете вокруг яйца, внутренности яйца все равно будут взбиваться, если вы встряхнете его достаточно сильно.
Хороший шлем, тем не менее, может предотвратить травму головы - и это, безусловно, уже немало. Травма головы - это возможный результат любого прыжка с парашютом. И, если вы хотите надеть шлем на голову, то это должно быть нечто большее, чем крепление для вашей камеры и галерея для ваших наклеек.
Правильно?
ФРАНЦУЗСКИЙ СТАНДАРТ
Как вы могли заметить, производители парашютных шлемов в последнее время уделяют значительное внимание движению в направлении безопасности. Центром этого движения стал Париж.
С введением "Стандарта парашютного шлема", который Французская Парашютная Федерация и Французская ассоциация по стандартизации утвердили в 2015 году, индустрия производства парашютных шлемов получила дополнительный импульс к усилению вопросов безопасности.
Остальное - уже (живая) история.
Еще в 2015 году представитель Французской Парашютной Федерации связался с командой Cookie Helmets из Австралии, и пригласил их присоединиться к встрече в Париже. Среди приглашенных были и другие производители парашютных шлемов, а также представители Французского правительства, отвечающие за введение стандартов безопасности.
Судя по всему, Французская Парашютная Федерация обратилась к правительству с замечанием, что до этого времени не были установлены стандарты для парашютных шлемов. Будучи правительственным учреждением, Французская Парашютная Федерация обязана заботиться о парашютистах (в первую очередь, о выполнивших менее 100 прыжков), которые подпадают под нормы безопасности рабочего места, а нерегламентированные свойства парашютных шлемов оставались пробелом, который необходимо было заполнить. Эта встреча стала первым шагом в разработке такого стандарта.
Когда представитель "Cookie", лидера в производстве парашютных шлемов, прибыл в Париж, это казалось случайным процессом. Регулирующие органы набросали основные направления, используя ряд стандартов из других, косвенно связанных отраслей, включая некоторый анализ факторов риска, связанных с парашютными прыжками, в которые входили риски, относящиеся к шлемам и их использованию. От этого началось написание критериев стандарта.
Это было большим разочарованием для Cookie. Как назло, они глубоко погрузились в процесс разработки следующей версии парашютного шлема, получив первый звонок. Они уже занимались исследованиями и разработками альтернативных материалов, способных эффективнее поглощать удары, но делали это - без каких-либо внешних стандартов безопасности.
Основатель "Cookie" Джейсон Куки отметил: "Ситуация, в которой мы оказались, у нас была впервые, мы должны были работать с федеральным правительством, чтобы создать стандарт и, одновременно, соответствовать ему. А создавать шлем, который соответствует стандарту - очень сложно. Если вы посмотрите вокруг, то горнолыжные, велосипедные, да и все прочие шлема, они не предназначены для прыжков с парашютом. Все они велики по объему и по весу. Наш центр разработок был сфокусирован на создании небольшого шлема, в то же время соответствующего стандарту. И это непросто."
ПРЕДСКАЗАТЬ СЛОЖНО
Как выглядит стандарт безопасности для шлема? Предсказать сложно.
Парашютные шлемы сложнее, чем, скажем, мотоциклетные шлемы, которым они обязаны своей эстетикой. Подобно мотошлему, для включения в конструкцию шлема лицевого щитка (забрала), необходимо провести испытания материалов и всего устройства - на предмет внешних воздействий и его оптических свойств (включая тест для анти-запотевающего покрытия). При этом прыжковый шлем должен плотно прилегать к голове, что делает бесполезным громоздкое наследие конструкции его собратьев по мотоспорту.
Стандарт ударной нагрузки различается в разных видах спорта. Как правило, шлем должен подвергаться ударным испытаниям при различных температурах. "Одно из требований заключается в том, что шлем должен быть нагрет до плюс 50 градусов Цельсия в течение примерно четырех часов, а затем, как только он выходит из духовки, он сразу же отправляется тестироваться на удар", - сказал Куки. "Из-за этого стандарта у нас несколько лет были связаны руки. И еще мы провели кучу конструкторских разработок в соответствии с другой частью стандарта, которая была, на наш взгляд, немного сомнительной."
Какая часть? Ну, требование автоматического освобождения.
"Они хотели, чтобы шлем автоматически освобождался при определенной нагрузке", продолжил Куки. "То, что они изначально написали в стандарте еще в 2015 году, состоит в том, что если на подбородочный ремень прикладывается от 16 до 20 килограммов силы, ремень должен отсоединиться. Ну, мы провели множество исследований, разрабатывая пряжку, которая могла бы это делать. И, наконец-то, мы получили то, что нужно. Однако заключительные испытания продемонстрировали, что система отлично работает, когда вы тянете ремень в одном направлении, но если вы прикладываете усилие к другой части шлема, он может отцепиться при меньшей нагрузке. Это означает, что шлем может слететь с вашей головы, если вы действительно ударились." - Куки поморщился и сказал: "Мы уже обсуждали это."
"В стандарте также есть тест на зацепление", добавил он, "и стандарт зацепления регламентирует, что стропа размером 3 мм на 0,5 мм не может зацепиться за внешнюю поверхность шлема. И тогда мы заявили им, «Эй, послушайте, это не совсем та стропа, которая используется в нашей индустрии. Как насчет того, чтобы использовать 725-фунтовую Spectra Microline для проведения этого теста?» Слава богу, это улетело вместе с комитетом!"
Следующим шагом было получение базовых характеристик для шлемов, уже разработанных Куки. Они собрали все производимые ими шлема и отправили их в тест-лабораторию. Параллельно они начали проводить испытания на ударную нагрузку различных материалов, чтобы изучить, как ведет себя каждый из них. "Становилось очевидным для нас", сказал Куки, "что сила воздействия при динамических испытаниях была крайне высокой".
Они черпали вдохновение в шлемах для каякинга, для велосипедов, шлемов для зимних видов спорта. В конце концов, Cookie выбрали пенистый материал под названием "expanded polypropylene—EPP" вместо "EPS - expanded polystyrene", позволяющий иметь меньший объем шлема с тонкой вставкой, который обеспечивал требуемую безопасность при ударном воздействии. В скайдайве обтекаемый силуэт – король!
"Одно дело, чтобы они выглядели хорошо, а другое-это функциональность" - сказал Куки. "Есть ряд технических критериев, которым вы должны соответствовать. У вас должно быть определенное покрытие, определенное поле зрения и определенный уровень защиты в разных частях. Есть поверхности, которые шлем должен закрывать, и есть другие области, которые должны иметь защиту от удара. И мы производим весьма компактные шлемы, в сравнении с другими видами спорта."
Дело в том, что наш спорт, в функциональном смысле, вне параметров других видов, где используются шлемы. Как парашютисты, мы разгоняемся от 0 до 200+ миль в час за очень короткий промежуток времени. Вы не сделаете так на велосипеде, сноуборде, дельтаплане или параплане. Добавьте к этому экстремальный минимализм и обтекаемость нашего снаряжения и у вас в руках будет настоящая головоломка. "Сделать вещь маленькой - вот наш вызов в разработках", задумавшись, добавил Куки, "и так будет ближайшие 5 лет, как минимум. Меньший размер, меньший вес – вот направление нашего движения".
Досадный аспект для производителя в том, что вы не можете сделать прототип для испытаний. Вы делаете реальное изделие. Потратите много времени, не говоря о деньгах, чтобы создать полноценные шлема, только для того, чтобы их разбить. Затем, когда вы неизбежно понимаете, что они не соответствуют вашим ожиданиям, вы делаете это снова. И снова. И снова. А потом вы должны изготовить их в трех размерах.
ЕЩЕ ОДИН УРОВЕНЬ
Потом, за пять минут до боя курантов, в апреле 2017 года, рабочая группа провела еще одну встречу, чтобы обсудить подборку новой информации, полученной от Австралийской Парашютной Федерации, касательно травм. На этой встрече, как гром среди ясного неба, пришло понимание - этот список стандартов должен быть применен не только для прыжковых шлемов. Теперь и шлемы для "аэродинамической трубы" должны быть включены в стандарт. Это действительно имело смысл. Требования к характеристикам закрытого шлема, на момент начала обсуждения стандарта еще в 2013 году или около того, были совершенно другими, особенно c появлением динамического полета и фристайла в аэродинамической трубе. Следовательно, всвязи с гораздо большим травматизмом в аэродинамической трубе (особенно травм головы, потому что люди летают на очень высоких скоростях), правительство решило включить эту дисциплину.
The Cookie G4
"На аэротрубных операторов было оказано давление со стороны правительства по поводу шлемов, которые они использовали", сказал Куки. "Они говорили «Посмотрите, этот шлем будет дорогим и у нас нет никаких происшествий.» Но правительство настаивало на своём. Короче говоря, я думаю, что потребовалось еще шесть месяцев, чтобы добавить использование аэродинамической трубы к стандарту. Правительству пришлось уйти и провести свой собственный анализ травматизма в аэродинамических трубах и спорте, связанном с этим."
Разработка шлема для жестких требований аэродинамической трубы - нелегкая дело (к чему Куки стремился с самого начала). Если у шлема появляются какие-либо некорректные плоскости, пилот будет чувствовать, что шлем летит вокруг оси вращения, вокруг его тонкой маленькой шеи - особенно на высокой скорости, в положении вниз головой. Конструктор шлема должен убедиться, что внешние поверхности гладкие и ровные, а шлем очень плотно прилегает со всех сторон. Любая дополнительная масса в шлеме делает эту работу намного, намного сложнее. Ах, да, шлем также должен выглядеть привлекательным. Несомненно.
"Шлем, в первую очередь - функциональный продукт", настаивал Куки. "Функциональность перевешивает моду, поэтому мы должны сначала поставить галочки во всех функциональных полях, а затем уже добавить сверху моду. Но мы определенно должны были сделать его красивым. Это важно для наших покупателей спортсменов и для нашего рынка. Мы не можем их подвести."
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ИТАЛИИ
Тем временем, в Италии, Иппо Фабби из Tonfly столкнулся с такими же проблемами под несколько иным углом зрения. Фабби был парашютистом с 1991 года. В последнее время он проводил около 100 дней в году занимаясь спидгладингом в горах своей родной Италии, и его опыт вдохновил на разработку специального шлема для воздушных видов спорта, который может выдерживать сильный удар. Он придумал ICE – свободный от зацепов, ударопрочный шлем с умным защитным рукавом, прикрывающим ремешок очков. Фактически, выпуск ICE ознаменовал самый первый сертифицированный шлем в воздушных видах спорта. Основываясь на нем, Tonfly, производитель шлемов и комбинезонов для прыжков с парашютом, разработал закрытый шлем. Он начал разрабатывать ударопрочный шлем несколько лет назад, задолго до того, как французская федерация начала созывать совещания, использовать Европейский стандарт для парашютных шлемов. Оттуда это перетекло в конструкцию версии шлема, полностью закрывающего лицо. Легко? Нет.
The Tonfly TFX
"Моя идея", сказал Фабби, "если мы что-то делаем, то должны использовать абсолютно иную концепцию, нежели то, что имеется сейчас, потому что все существующее для меня неудобно. Оно слишком сомненительно. Что ж, подумал я, «Как насчет создания полнолицевого закрытого шлема, защищающего полноценно?» Или же, я раздумывал, лучше иметь открытое лицо и чувствовать воздух?».
Чтобы решить эту проблему, Tonfly разработал шлем, который ближе по конструкции мотошлему, чем другие имеющиеся на рынке. Это версия с откидным забралом, замыкающим периметр вокруг шеи, который надежно закрывается на подбородке, защелкиваясь одним пальцем. Посадку шлема определяет подкладка, а не застежка ремня.
"Когда вы открываете его," - объясняет Фабби, - "вы вставляете голову, закрываете переднюю часть, и это полностью замыкает шлем вокруг основания головы. Откидной подбородок очень полезен, чтобы говорить, находясь в аэротрубе или в самолете. Вы можете не снимать свой шлем, когда вы разговариваете с людьми во время разбора полета, а затем закрывать и открывать его одной рукой. Корпус изготовлен из углеродного волокна и арамида, который защищает от пробития. Вы можете положить забрало под ноги и попрыгать на нем; оно не ломается."
Первоначально Фабби оценивал, что разработка займет около полутора лет. В итоге, потребовалось пять. Tonfly представил результат — названный TFX — в 2017 году. Уникальный, в значительной степени, благодаря своему происхождению до принятия решения Федерации, TFX имеет два дополнительных класса: AFNOR XP S 72-600 и EN966: 2012 + A1:2102. (Последнее относится ко всем авиа-десантным видам спорта во всей Европе.)
"Нашим спортсменам это понравилось, потому что у нас был готов первый настоящий прототип", - сказал он, улыбаясь. "Я думаю, что люди не смогут вернуться к прежнему, после того, как попробовали это."
НА ДРУГОМ КОНЦЕ СВЕТА
На другом конце света, в 10 минутах от Skydive Perris в Калифорнии, идёт совершенно другая игра.
Производитель шлемов Bonehead Composites основатель и конструктор Крис Фриселла начал свою карьеру в разработке шлемов, когда его самый первый шлем с камерой слетел с его головы на первом прыжке с его самой первой (и очень дорогой) камерой. Он приземлился за ней туда, где она упала на земляничную грядку, и решил восстановить ее.
"Я решил объединить камеру с шлемом и изменить форму", - сказал он. "Когда я сделал первый прототип и начал его использовать, он отлично работал. В этом аэроклубе было много парней, прыгавших с видеокамерами, поэтому я начал продавать. То продам шлем здесь, то продам шлем там..."
Фриселла начал делать первые шлемы в своем гараже. Не успел он опомниться, как расширился до промышленной зоны площадью 2500 квадратных футов. Теперь, спустя 25 лет и 16 сотрудников, Bonehead работает в здании площадью 8000 квадратных футов. Он также расширил ассортимент: он производит летные шлемы для Red Bull Air Force, Министерства лесного хозяйства, сельскохозяйственных пилотов и военных. Уникально то, что он делает все внутри компании, под одной крышей, ничего не передавая на аутсорсинг зарубежным поставщикам. Фризелла гордится этим, и он гордится материалами, которые использует Bonehead.
Bonehead Dynamic
"Мы всегда придерживались низкопрофильного, легкого шлема, потому что мы делаем все из композита", - объяснил он. "Хотя композитные корпуса шлема имеют большую прочность по сравнению с пластиком, но я не хочу сказать, что это все, что нужно учитывать при выборе шлема. Когда мы говорим о сертификации шлема, это больше связано с тем, что находится между корпусом шлема и головой, что компенсирует или разрушается. Обычно это толстый слой пенополистирола высокой плотности."
Эта философия конструирования привела Bonehead к выпуску закрытого шлема для аэродинамической трубы: "the Dynamic". Выпущенная в прошлом году, для команды фирмы, опытная партия, предназначенная для предварительных испытаний и корректировки параметров, теперь доработана, и официально поставляется окончательная серийная модель шлема. У этой модели, подчеркнул Фриселла, максимально широкое поле зрения и плотная обтекаемая посадка, а при использовании композитной оболочки - высокая прочность шлема, которая обеспечивает защиту головы. Конечно, шлем не набит пеной, но испытания доказали, что он достойно держит удар.
"Мой опыт показывает, что в парашютном спорте не было реальной необходимости в сертифицированном шлеме", - утверждает Фризелла. "Это дает людям чувство безопасности, но, в конце концов, шлемы - это намного больше, и никто никогда не сможет привлечь компанию к ответственности за то, что он повредил голову. Компания сможет найти что-то на шлеме, что аннулирует гарантию, будь то отверстие для крепления камеры или царапина, которая выглядит так, будто шлем уронили.".
Несмотря на то, что Фризелла лично не верит, что прыжки с парашютом должны требовать сертифицированного шлема, он первым скажет вам, что это хороший выбор для парашютиста. "Пусть люди решат, какой уровень защиты им подходит", - настаивал он, - "потому что у сертифицированных и несертифицированных шлемов будут свои плюсы и минусы. После 25 лет производства парашютных шлемов, я никогда не слышал, что травмы головы очень вероятны при прыжках с парашютом. Посмотрим правде в глаза: кривая травматизма очень крутая, начиная с ног. Когда я сажусь на мотоцикл, сертификация обязательна, но в небе риски просто другие".
ЧТО ПРИНЕСЕТ БУДУЩЕЕ
Вернувшись в Австралию, Джейсон Куки философски относится ко всему. "Я думаю, что через 10 лет мы оглянемся назад", - сказал он, - "и посмотрим на разработку этих стандартов так же, как мы рассматриваем разработку AAD (парашютные страхующие приборы): как, своего рода, страховой полис. И в других случаях, так же. Как AAD, так и шлемы должны функционировать определенным образом и в рамках определенных параметров. Если вы выйдете за пределы этих параметров, вы все равно можете травмироваться".
Мы, парашютисты, на наших аэродромах (да и в магазинах снаряжения) мира, безусловно увидим, какие изменения случатся в течение последующих нескольких лет. Поскольку обсуждаемые в настоящее время стандарты Европейского Союза, первое применение, безусловно, найдут в Европе, особенно в родной стандартам Франции. Вопрос о том, решат ли парашютные федерации других стран принять их или разработать свои собственные стандарты, - еще неизвестно, особенно со слоном в посудной лавке: с установкой камеры на шлем, даже не подлежащее обсуждению для большинства парашютистов, что полностью аннулирует стандарт. "Как только вы начнете устанавливать камеру на эти шлем", - сказал Куки, - "вы не проходите испытание на зацепление, если только не встраиваете камеру внутрь шлема. Это вопрос на миллион долларов: а как насчет камер?"
"У нас впереди еще много работы", - добавил он, "без сомнения, обращаясь к остальным производителям парашютных шлемов, - но мы готовы к этому.”
Об авторе:
Аннетт О'Нил, является многопрофильной спортсменкой воздушного спорта: парашютисткой, бейсджампером, парапланеристом и пилотом скоростного крыла. Независимо от местоположения, она путешествует по миру полный рабочий день в качестве внештатного писателя и продюсера. В свободное время она любит плюхаться на коврик для йоги и бомбить Facebook из Instagram.
|
|